Im-Gamer.com

The Golden Compass
Дата: 16.12.2007
Тема: Новости о Играх



Первая часть трилогии Филипа Пуллмана "Темные начала" вызвала массу споров по вопросам религии, которую неугодный богу писатель якобы попрал на своих страницах. Магистериум — верховная власть, стоящая на вершине пищевой цепочки мира, где происходят события книги — и впрямь напоминает христианский институт средневековья: возможности его безграничны, сказать что-то против не могут даже короли, а планы по расширению власти выходят далеко за рамки разумного. Все эти понятия времен инквизиции, в красках описанные Пуллманом, и стали основой для жарких дискуссий. О том, что речь идет всего лишь о детской книжке (пусть и слегка мрачноватой), вспоминали единицы.

На самом деле в произведениях британского писателя гораздо больше простой человеческой доброты и взаимовыручки, нежели философии. В них обитают обычные люди, отличающиеся от нас только наличием демонов — живых существ, связанных с человеком духовно и физически. А сам мир представляет собой смесь средневековья, научно-технической революции и неприкрытого шарма XVIII-XIX веков, где бок о бок живут цивилизованные народы и дикари, странствующие по рекам цыгане и одетые по боярской моде татары, духи и полярные медведи, носящие именную броню. Практически все они имеют спутника, олицетворяющего душу, с самого рождения приучаются к ответственности и не знают, что такое одиночество. Рассмотреть творчество Пуллмана в этой перспективе куда полезнее, нежели в очередной раз утирать религиозные сопли. "Золотой Компас" — первая часть трилогии, в которой читателя фактически только знакомят с параллельной вселенной и ее обитателями. Одиннадцатилетняя ученица оксфордского колледжа Лайра Белаква живет жизнью обычной школьницы, но однажды случайно становится свидетельницей попытки отравления родного дяди, занимающегося изучением элементарных частиц. В народе их называют Пылью, которая, согласно слухам, при определенных условиях может открыть доступ в параллельные миры. Администрацию Магистериума, помешанную на власти, эта идея необычайно бодрит, и она соглашается отправить исследователя на Север, где и был обнаружен источник Пыли. В то же время пропадает лучший друг Лайры — тщедушный юнец по имени Роджер. Поклявшись отыскать его, юная леди отправляется на поиски, даже не представляя, к чему приведет ее целеустремленность. Единственное серьезное отличие сценария фильма от книги — в предусмотрительно вырезанной концовке, которую перенесли во вторую часть, чтобы не травмировать детей, не знакомых с первоисточником, а заодно сохранить интригу. Без грустного финала осталась и одноименная игра, шагающая по стопам кинокартины — в ней леди Белаква все так же улетает по направлению заката, сидя в утлой лодчонке мистера Скорсби. Спящий рядом Роджер еще не знает, какая участь ждет его в ближайшем будущем. Впрочем, на этом сходство и заканчивается, уступая место кустарщине. Из великолепной сказки, напичканной колоритными персонажами и запоминающимися декорациями, "Золотой компас" превратился в слепленную на скорую руку бюджетную прогулку в компании помятой девицы и нелепого медведя. Сценарий игры пробегается по всем основным моментам фильма, слегка раскрывая закулисную жизнь главных действующих лиц. Колледж, апартаменты мадам Коултер и похожий на помойку Троллезунд напичканы тоннами скучнейших диалогов и тупыми до озверения занятиями. Даже коротенькое путешествие на корабле цыган здесь представляет собой целую эпопею, в рамках которой Лайра вынуждена драить палубу, снимать запутавшуюся в такелаже кошку, кидаться снежками в охранников и болтать, болтать, болтать... Вместе с ней повсюду таскается ее демон Пантелеймон (для друзей — Пан). Он по запросу принимает обличие хорька, ястреба, ленивца или кота, служа хозяйке в качестве бинокля, параплана, веревки или лифта соответственно. Сама Лайра от рождения бездарна, умеет только крепко цепляться за своего спутника и не способна нанести ни одного удара. Сражения с ее участием выглядят донельзя глупо: противники встают друг напротив друга, враг кидается на девочку, а та просто уворачивается от броска. Три-четыре таких маневра — и изрядно помятый оппонент отползает в сторону. В шкуре Йорика Бернисона — бронированого медведя на службе у Избранной — ситуация не менее комична. Йорик умеет бить, блокировать и хватать; блокировать, хватать и бить, а также хватать, бить и блокировать. При этом любое его действие гарантированно отправляет попавшее под руку зверье за пределы экрана. Навечно. Логика людей, создававших эту пародию, понятна: игра детская, зачем ей что-либо, кроме цветов и карамели. Правда, в угоду этой концепции попали не только драки, но и все прочие аспекты. Их место заняла бесконечная болтовня с персоналом колледжа, цыганами, жителями северного мегаполиса и другими обитателями вселенной, которым художники заботливо придали форму манекенов. Каждый диалог — череда реплик и клинически тупых мини-игр, в которых красные шары всячески издеваются над зелеными: едят их, плющат гирями и выталкивают за пределы поля. Обойти этот кретинизм стороной нельзя, проигнорировать — тоже. Хочешь выудить крупицу информации из торчащего посреди палубы цыгана — глотай зеленые шары. Единственное светлое пятно и по совместительству главный артефакт, вокруг которого крутятся события всей трилогии — альтиометр, нехитрый прибор, отвечающий на любые загадки. Тридцать шесть символов, нарисованных на циферблате, имеют четыре значения. Изначально доступны лишь некоторые из них — остальные нужно либо угадывать самому, пытаясь понять, почему крокодил означает "находчивость", а бык не имеет отношения к "мужественности", либо искать прямо на улице. Выбрав три символа и совладав с сумасшедшей стрелкой (тут это зовется "концентрацией"), получаешь ответ на поставленный вопрос. Во время возни с альтеометром глубоко в душе появляются зачатки азарта, но на общем фоне их легкие покалывания едва заметны. Шестидесятилетний писатель, потративший на свое творение целых три года, наверняка рассчитывал на противоположную реакцию.

Это статья опубликована на сайте: http://www.im-gamer.com
Ссылка на эту статью: http://www.im-gamer.com/index.php?name=News&file=article&sid=251